Пользовательского поиска

Меню сайта
Download/Скачать
Об Аллодах
Медиа
Фракции и Расы
Классы
Главная » 2010 » Апрель » 15 » Фэнтезийная "гопота"
15:14
Фэнтезийная "гопота"

Орки - откуда они взялись и почему стали популярны? Попробуем проанализировать, почему эта раса агрессивных громил так привлекает множество фантастов, создателей игр и самих геймеров.

В отличие от таких персонажей, как эльфы или тролли, орки не имеют прямых аналогов в древней мифологии. Их появлению на свет мы полностью обязаны Джону Рональду Руэлу Толкиену. Сложно сказать, почему писатель, в первой своей книге "Хоббит" называвший злобных подземных существ гоблинами, в последующей переименовал их в орков. Однако принципиальной разницы между ними он не делал: у Толкиена это были все еще два названия одного вида. По сути, они представляли собой эльфов, искаженных темной магией и тлетворным влиянием двух Темных Властелинов - Мелькора и Саурона.

И если толкиеновские эльфы, при всех своих паршивых характерах и склонности к дрязгам, воплощали собой утонченность и цивилизованность, то орки были их прямой противоположностью. Тяга к кровопролитию, осквернению и вандализму буквально двигала всеми их действиями. Для Толкиена орки были удачной метафорой, крайней точкой деградации некогда прекрасных и разумных существ. В общем, идеальным примером того, до чего можно докатиться, если пить, курить, драться и слушать Темных Властелинов.

Этот образ радостно был подхвачен другими авторами фэнтези. Орки стали популярны за счет своей яркости и понятности читателю. Это же не лавкрафтовские расы, поклоняющиеся древним и злобным богам, с непонятной логикой и неосязаемыми мотивами. Орки просты и ясны, как Божий день: каждый человек может докатиться до их состояния. Или пойти в спальный район вечером и пронаблюдать уже докатившихся.

Психология орка похожа на психологию обычного гопника: они почти как люди, только тупее и агрессивнее. Идеальные противники для положительных героев. Особую популярность оркам принесло их появление в двух выдающихся ролевых сеттингах - Dungeons&Dragons и Warhammer. Именно сумма трех описаний: Толкиена, D&D и Warhammer-а - создала в головах любителей фентези собирательный образ орка.

Агрессивность - определяющая черта орка. В "Аллодах Онлайн" они синекожи, а в пятых "Героях меча и магии" - краснокожи. Во вселенной Вархаммер это тупоголовые гуманоидные грибы, которые размножаются спорами, а в Варкрафте, начиная с третьей части игры - благородная и, по-своему, мудрая раса. Но в каком бы мире и образе орки не представали, везде им стоит большого труда сдерживать свой гнев, везде они, за редчайшими личными исключениями, легки на драку. И везде брутальны: в виде любителей изящных искусств орки предстают только в самых пародийных случаях. Зачастую они менее цивилизованы, чем иные расы описываемого мира. В основном потому, что ценят силу превыше ума, а часто и превыше закона.

У орков никогда не бывает высокоразвитого общества. Не бывает у них и развитой религии: максимум - шаманистические культы. Они уважают силу, но их армиям, как правило, недостает дисциплины и выучки. К остальным расам орки относятся как минимум с осторожностью. Чаще - с агрессией. Но их
легко поставить на место, если доказать, что ты сильнее их. Работает как в масштабах государств, так и при встрече с отдельно взятым орком.

Естественно, не обошлось без исторических заимствований. Орки - злые дикари, поэтому сознание авторов фэнтези и гейм-дизайнеров соответствующих игр услужливо снабжало их внешними "фишками" то викингов, то монгольских кочевников. И, непременно, с кривыми ятаганами! Что поделаешь: в сознании европейцев именно эти народы ассоциировались с чем-то, безусловно, диким и, безусловно, агрессивным.

Попытки "оправдать" орков начали предприниматься ближе к 90-м годам. В середине этого десятилетия вышел ряд романов британского фантаста Стэна Николса, где орки предстают заслуживающими уважения существами. Инициативу подхватили и сценаристы компьютерных игр. Наиболее ярким случаем стал "разворот" популярной вселенной Warcraft. Из безусловного зла первых двух игр серии к третьей части орки резко превратились в жертв обстоятельств, обманутых и развращенных злыми демонами персонажей.

Поклонники серии с удивлением наблюдали за похождениями вождя Тралла, не без успехов пытающегося превратить орду кровожадных убийц в благородное племенное сообщество. Причем получилось у него настолько удачно, что на сегодняшний момент в World of Warcraft орки уже выглядят чуть ли не привлекательнее людей, но создатели игры, тем временем, готовят им смену вождя и резкий откат обратно в сторону кровожадности.

Но вот уже и в России предпринимают попытки по-другому взглянуть на орков. Помимо литературных вариантов, вроде "Черной книги Арды", их попытались понять создатели пятой части "Героев меча и магии" (явно вдохновившиеся Варкрафтом), а также сценаристы "Аллодов Онлайн". В последнем случае орки хоть и остаются гопниками, но доказывают свою способность жить в цивилизованном обществе и даже служить ему на благо.

Так чем же все-таки "цепляют" эти громилы? Почему за них играют, почему о них пишут романы? Нам видится здесь два ответа. Первый: орки по-прежнему остаются хорошей метафорой для людей не шибко большого ума, но шибко больших мускулов. Мол, политкорректный способ заселить сказочный мир гопотой, не убрав фантастического флера. Второй, более глубокий: орки являют собой идеально отшлифованный образ дикаря. Возможно, именно такими представляли себе монгольских кочевников те наши предки, которые не были знакомы с ними лично. А образ дикаря - это всегда лакомый кусочек. Ими можно восхищаться, их же можно без зазрения совести ненавидеть. Кто ж упустит такой тип "идеального" врага?
Просмотров: 803 | Добавил: Thorn
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:20:29

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь
или авторизуйтесь!

Вход
Чат
Дн. бета-тестера
Дн. разработчиков
Статистика
Рейтинг Ролевых Ресурсов Game's TOP-100 Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Allods © 2024
Хостинг от uCoz